Смена парадигмы планирования: как быстро адаптировать план, сохраняя стратегический фокус

Поставщики меняют цену когда хотят, клиенты грозят убежать к конкуренту, если не предоставить им скидки немедленно, появляются платные дороги и новые требования к маркировке, брексит и короновирус меняют рынки потребления и возможности поставки сырья и материалов. Вы все еще уверены, что можно и нужно выполнять планы, которые были составлены несколько месяцев назад?

Начиная с появления фабрик и работ Фредерика Тейлора, вся работа была организована по принципам военной иерархии. Каждое подразделение – это самостоятельная единица, воюющая со смежными подразделениями за собственные КПЭ. На встречи каждый директор приходит со своим «самым правильным» планом и отстаивает его в жарких спорах.

Вы думаете, что единственный метод управления – это надавить на своих коллег и вынудить начальство согласиться с вашим планом, и что с начала прошлого века ничего нового придумано не было?

Более тридцати лет назад, в конце восьмидесятых, была предложена методика эффективного управления, обеспечивающая рост, прибыльность и устойчивость компании за счет согласованности, дисциплины, сфокусированности и последовательности приятия решений – планирование продаж и операций, которая развилась в методику интегрированного бизнес-планирования.

Интегрированное бизнес-планирование

Планирование продаж и операций – интегрированное бизнес-планирование – единственная бизнес-практика, объединяющая коммерческую и производственную часть бизнеса. Это не функциональная оптимизация, а концептуальное управление, принятие и реализация решений, благоприятных для ВСЕГО бизнеса в целом. В отличие от жесткого административного планирования, интегрированное бизнес-планирование – это современное, адаптивное, быстро реагирующее планирование, позволяющее компании находиться в соответствии с потребностями клиентов и рынков, наиболее оптимально использовать свои возможности и достигать существенных конкурентных преимуществ в сложных динамических рыночных условиях.

Волатильность современных рынков требует от компаний все большего расширения горизонтов планирования, сокращения интервалов планирования и увеличения частоты корректировки планов. Стали типичными горизонты планирования 24 и 36 месяцев, а интервалы и частота перепланирования – месяц и неделя. Некоторые компании планируют на горизонт 60 месяцев (пять лет!) и первые 12 месяцев с интервалом неделя. Такой подход позволяет построить единый процесс интегрированного бизнес планирования, объединяющий как инвестиционные проекты и планы развития так и процессы операционного планирования. Оперативный анализ потенциальных угроз и возможностей на широком горизонте позволяет заблаговременно подготовиться к грядущим изменениям и своевременно реагировать на непрогнозируемые события. Таким образом компания всегда имеет актуальные и реалистичные планы достижения целей по увеличению доходов, прибыли или доли рынка.

Современный информационные технологии позволяют просчитывать интегрированные бизнес-планы не раз в год, тратя на это несколько месяцев работы многих подразделений, а ежемесячно просчитывать множество вариантов и сценариев потенциальных вызовов и возможностей эффективной реакции на них.

При новом подходе руководители отделов продаж, производства, закупок, логистики и др. уже не ругаются друг с другом на ежемесячных совещаниях, отстаивая собственные КПЭ, а совместно ищут наилучшие сценарии, обеспечивающие достижение целей всей компании в целом.

Текст подготовил:

Андрей Белохвостиков

Эксперт по решениям в области управления цепочками поставок, САП СНГ

alt

Главное в статье:

  • Современные условия требуют от компаний все большего расширения горизонтов планирования, но в то же время сокращения интервалов планирования и увеличения частоты корректировки планов.
  • Планирование продаж и операций – интегрированное бизнес-планирование – единственная бизнес-практика, объединяющая коммерческую и производственную часть бизнеса.
  • Современные IT-решения позволяют просчитывать интегрированные бизнес-планы ежемесячно, оценивая множество сценариев, потенциальных вызовов и возможностей эффективной реакции на них.

Количественные эффекты от внедрения интегрированного бизнес-планирования (по данным бенчмарков SAP):

  • сокращение цикла планирования 30-90%
  • сокращение трудозатрат на планирование25-75%
  • уменьшение ошибки прогноза10-50%
  • сокращение затрат на выпуск продукции2-3%
  • улучшение точности отгрузки25-75%
  • увеличение клиентского сервиса10-50%